Скользкий асфальт по-французски

Почему автомобиль теряет устойчивость при увлажнении дождем асфальтового покрытия.

Никто не станет спорить с мнением, что одной из важных причин утраты сцепления колеса машины на трассах – это присутствие на дорожном покрове, пусть даже совсем незначительной по габаритам, лужи. В таких условиях авто может сделаться неуправляемым, заскользить. В лучшем случае водителю повезет вернуть контроль над ситуацией и выровнять движение, в худшем – он сойдет с трассы, врежется в бордюрное ограждение или вовсе – оказавшись на встречке, протаранит ни в чем неповинного бедолагу.

Ученые очень мудрено объясняют такой, казалось бы, очевидный факт потери управления. По их мнению – прослойка воды, оказавшаяся между колесом и асфальтом преобразуется в вытянутый «клин», который имеет неслабую подъемную силу. Сами автомобилисты считают, что, чем выше скорость – тем в сырую погоду выше опасность потерять управление. Однако, ученые с таким утверждением не согласны. По их расчетам, не справиться с управлением можно и в самом начале дождя, и при не очень высоких скоростях. В таком случае автомобиль скользит не по воде, а по образовавшейся за счет первых капель грязи, созданной из пыли, песка и мелких частиц влаги. Такая кашица срабатывает как отличная смазка. Опасность от наезда на нее выше, убеждены ученые мужи, чем от целой лужи чистой воды. Потому, по их настоятельным рекомендациям, особую осторожность нужно проявлять именно тогда, когда дождь только начинает накрапывать. Впрочем, сказки про грязь рассказывают нам именно российские представители дорожной науки. Их французские коллеги, вооружившись первоклассной измерительной техникой и учебником по химии, провели очень интересные наблюдения, результаты которых постараемся с вами поделиться.

Французы отметили, что, падая, дождь ударяется каплями (примерно в три миллиметра диаметром) в дорожное полотно и разлетается на брызги-шарики. Они то и вступают в связь с продуктом стачивания асфальта (той самой «грязью»), которого на 1 квадратный метр образуется в год от 1-8 кг. В результате на поверхности дороги появляется «стабилизированные» частицы воды. Они то и не дают шинам «вцепиться» в дорожное полотно, а машина начинает скользить. При этом водные частицы, будучи стабилизированы в форме шариков, словно перекатывают по своей спинке всю мощь автомобиля. Французские ученые предупреждают, что не стоят расслабляться сразу, как дождь закончится. «Стабилизированные» опасные шарики еще более получаса будут сохранять свою форму.

Категория: Асфальтирование | Добавил: Putnik (23.06.2021)
Просмотров: 53 | Теги: по-французски, скользкий, Асфальт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close